Невроз
Невроз - патология нервной системы, вызванная продолжительным психологическим напряжением. Невроз характеризуется разнообразными нервно-психическими нарушениями. Неврозы наблюдаются довольно часто, и легче проявляются у лиц с врожденной или приобретенной неразвитостью нервной системы. У детей слабость нервной системы может быть вызвана негативным течением беременности матери (см. Грудной и новорожденный ребёнок, беременность). Основной классификацией неврозов служит их деление на неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Причины Возникновения Неврозов. Главной причиной появления Невроза служит пережитое психологическое потрясение, тем не менее роль играют также и индивидуальные особенности нервной системы. Чем менее развита нервная система, тем меньшую роль в развитии невроза играет психическое потрясение. Предрасположенность к неврозам заключается в наличии унаследованных от родителей особенностей характера, таких как эмоциональная нестабильность, боязливость, ранимость; особенности развития нервной системы и степень ее зрелости также имеют значение когда речь идет о выявлении причины невроза. Провоцирующими факторами возникновения неврозов являются соматические заболевания, переутомление, недосып. Например, установлено, что психические потрясения, перенесенные в детском возрасте, обуславливают появление Невроза у взрослого. При этом значение имеет и возраст, в котором ребенок пережил потрясение, т.к. особенности, типичные для этого периода, могут сохраниться у взрослого, к примеру, у взрослого человека, в возрасте 7-10 лет потерявшего родителей, перенесшегопродолжительную разлуку с ними или долгое время страдавшего каким-либо заболеванием с пребыванием в лечебном учреждении, могут проявляться такие черты поведения, как чрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, т.е. особенности, характерные для детей 7-10 лет. Наличие их у взрослого человека приводит к возникновению затруднений в общении с окружающими, к нарушению адаптации. В возрасте 11-14 лет развивается интеллектуальная деятельность. С этого времени ребенок может самостоятельно производить сложные умозаключения, планировать действия. Как правило, формирование интеллектуальной деятельности происходит совместно с усложнением эмоциональной. При психотравмирующих факторах живость, активность, заинтересованность в происходящем, отмечающиеся в норме, заслоняются негативными переживаниями. Подросток, перенесший в этом периоде психическое потрясение, становится будто более взрослым. Он начинает много заниматься чтением, наукой, рассуждать о сложных проблемах вместо того чтобы общаться со сверстниками и интересоваться вещами, типичными для его возраста. В этом случае нарушения психики отсутствуют, но гармоничность процесса развития личности несколько затрудняется.
Огромное значение для правильного развития личности и стойкой нервной системы, а следовательно предотвращения проявления неврозов имеет семейное воспитание. У большинства детей страдающих неврозом причиной является дефект воспитания, обстановка в семье, отношение родителей. Неадекватная опека, подавление активности, навязывание ребенку родителями собственного мнения, разрешение родителями всех проблем ребенка, даже тех, которые он в состоянии решить самостоятельно служит предраспологающим факторов развития неправильной оценки происходящего у ребенка, появления инфантильности и неврозов, поскольку часто родители и другие взрослые предъявляют повышенные требования к успехам ребенка, унижают его. Ребенок становиться робким, нерешительным, у него появляется неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками. В случае, если ребенок становится главным членом семьи, не знает слова "нельзя", одобряются даже не слишком хорошие его поступки, все капрризы удовлетворяются, у него не развивается целеустремленность, желание и возможность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими. Существует множество примеров неправильного, извращенного воспитания детей, по мнению многих ученых это связано с инфантилизмом людей создавших семью, отсутствием у них ясного представления о важности воспитательного процесса. Современные родители вынуждены зарабатывать деньги, оставляя ребенка с нянями, которые часто меняются, или отдавая в дошкольные учреждения, где ребенок часто ощущает одиночество и вынужден выполнять требования чужих ему людей, которые часто не озабочены индивидуальным подходом к детям, и не оказывают должное внимание чувствам ребенка. Все эти факторы могут провоцировать в дальнейшем проявления невроза у детей.
Симптомы неврозов. При возникновении Невроза можно отметить определенную последовательность проявления симптомов определенного типа. На начальной стадии Невроза основными являются вегетативные расстройства, в последующем соматические, эмоциональные нарушения. Эти симптомы при разных Неврозах имеют свои специфические черты. К примеру, при неврастении они проявляются в невозможности сосредоточиться, неусидчивости, слабости интеллектуальной деятельности, невозможности запоминать необходимый материал; при истерическом неврозе расстройства психики проявляются эмоциональной логикой, когда в основе действий, мнений и выводов лежит эмоциональная оценка, а не адекватный анализ событий; при неврозе навязчивых состояний - в присоединении к фобиям навязчивых сомнений. Явные проявления таких расстройств свидетельствует о продолжительном течении Невроза и опасности невротического развития личности.
Неврастения характеризуется высокой возбудимостью и раздражительностью, которая обычно сопровождается быстрой утомляемостью и слабостью интеллектуальной деятельности. На начальной стадии такого невроза превалируют вегетативные расстройства: у пациентов при любом физическом или эмоциональном напряжении появляются сердцебиение, потливость, похолодание конечностей, расстройства сна и аппетита (см. Аппетит). Эти расстройства, спонтанно проявившиеся, быстро проходят. Пациент с неврозом быстро засыпает, но часто пробуждается под влиянием незначительного раздражителя, чувствует острый голод, но после приема небольшего количества пищи аппетит исчезает. На следующем этапе развития невроза наблюдается высокая чувствительность к многим внешним раздражителям и ощущениям со стороны внутренних органов. Пациенты с неврастенией плохо переносят перепад температур, а также яркий свет, громкий шум. Ощущения внутренних органов, например биение сердца, перистальтика кишечника (см. Кишечник) и др., настораживают пациента с неврастенией, создают ипохондрическое настроение. При неврастении наблюдаются сдавливающие головные боли (см. Головная боль). Данные признаки неврастении усугубляются при попытке пациента работать. Нарушения моторики при неврастении характеризуются затруднениями при выполнении мелких точных движений, невозможности длительно сохранять однообразное положение. При неврастении пациенты плохо владеют своими эмоциями, расстраиваются "из-за ничего", плачут, нередко обижаются, приходят в сильное волнение, но быстро успокаиваются. Настроение при неврастении нестабильное, подвержено внезапным значительным изменениям. Чаще настроение пациента с неврастенией плохое, явно проявляются чувство недовольства собой и готовность к обиде и раздражению. Интеллектуальная деятельность расстроена. При неврастении пациентам тяжело сосредоточиться на более или менее продолжительное время, они часто забывают имена, даты, прочитанный недавно материал и др. Различают два типа неврастении: невроз истощения, который обусловлен повышенными, в основном интеллектуальными, нагрузками, и реактивную неврастению, которая возникает в результате продолжительного влияния психотравмирующих факторов; данные причинные факторы могут оказывать совместное влияние на развитие и прогрессирование неврастении.
Истерический невроз проявляется сильной внушаемостью и самовнушаемостью пациента. Этим можно объяснить различие и вариации истерическихнарушений психики при неврозе; они напоминают симптомы многих заболеваний. При истерическом неврозе наблюдается последовательность в проявлениях симптомов - от вегетативных и сенсомоторных расстройств до эмоциональных и идеаторных. Истерический припадок нередко напоминает вегето-сосудистый пароксизм с кардиологической симптоматикой, по типу гипертонического криза (см. Гипертония) и др. При вегетативном приступе нередко отмечается распространенный тремор, онемение рук и ног, покалывание, жжение, редко понижение чувствительности; вместо параличей - слабость конечностей, неустойчивость при ходьбе; заикание (см. Заикание), затруднение речи. При психотравмирующем факторе могут возникать более явные истерические симптомы невроза.При истерическом неврозе пациенты, с одной стороны, подчеркивают выраженность и негативное действие проявлений невроза, с другой, - выказывают безразличие к парализованной конечности, не замечают нарушений речи или зрения (см. Зрение, острые нарушения). Эмоциональные нарушения при неврозе проявляются лабильностью эмоций, нестабильностью настроения, склонностью к аффективным действиям (к примеру, плачем, который трансформируется в рыдания). При длительном течении истерического невроза у пациентов в осознании происходящего появляется эмоциональная логика, поведение часто демонстративное, театральное, повышается привлечение к себе внимания, проявляется эгоцентризм. У пациентов с истерическим неврозом повышается чувствительность к внешним раздражителям, впечатлительность совместно с непосредственной реакцией на происходящее.
Невроз навязчивых состояний проявляется возникновением у пациента разнообразных по типу и степени навязчивостей, которые, как правило, пртекают совместно с тревожностью, боязнью, плохим настроением, а также некоторыми вегетативными нарушениями - тахикардией (см. Тахикардия), потливостью, похолоданием конечностей, колебаниями давления, вазомоторными расстройствами. Лечение невроза должно осуществляться психиатром и психотерапевтом. На начальных стадиях, а также в случае обострения Невроза рекомендуется госпитализация в специальное отделение для лечения больных неврозами.
При неврозе страха главным проявлением служит чувство тревоги или страха. Страх обычно не зависит от какой-либо ситуации или действия, бывает немотивированным, беспричинным. При неврозе страха возникают тревожные опасения обычно за свою жизнь или жизнь близких людей. Важное значение в развитии невроза страха имеет первый приступ, который послужил причиной развития невроза, а также наследственная предрасположенность. Формой невроза страха является невроз испуга, который подразделяется на следующие типы:
1. Простая форма невроза, проявляется замедленным течением психических процессов, соматическими и вегетативными нарушениями. Такой невроз возникает резко, вследствие шокового психического потрясения, связанного с опасностью для жизни. Постепенно происходит восстановление состояния после испуга, однако нарушения сна могут сохраняться продолжительное время.
2. Анситированная форма невроза проявляется возникновением тревоги и беспокойных движений с торможением словесно-речевых и психических механизмов.
3. Ступорозная форма невроза проявляется рядом вегетативных расстройств совместно с оцепенением и онемением конечностей.
4. Сумеречная форма невроза характеризуется сумеречным состоянием сознания, неосознанным бормотанием, непониманием местонахождения, боязнью темноты, одиночества.
Чаще всего невроз испуга появляется у детей раннего возраста, а также у более взрослых детей со слабой нервной системой. Невроз могут спровоцировать необычные раздражители, к примеру, резкий громкий звук, свет, человек в необычной одежде, внезапное нарушение равновесия. У более старших детей испуг обычно обусловлен сценой драки, нахождением рядом с пьяными, угрозами сверстников, частыми наказаниями в физической форме. При неврозе страха у маленьких детей нередко происходит утрата навыков и умений. Ребенок теряет функцию речи, умение есть самостоятельно, пользоваться предметами туалета и др. У детей старше 5-7 лет невроз страха может спровоцировать развитие фобий т.е. невроза навязчивых состояний.
Лечение Неврозов. Если у ребенка отмечаются какие-либо проявления невроза необходимо немедленно показать его специалисту для установления диагноза и выбора соответствующего лечения. Лечение невроза включает общеукрепляющую терапию (витамины, имуномодуляторы, каллорийная диета, прогулки на свежем воздухе, ЛФК, массаж и др.), использование психотропных препаратов, а также психотерапию. При истерическом неврозе назначают нейролептики по типу тиоридазина (сонапакса), тизерцина, неулептила в небольших дозах; при неврастении применяют транквилизаторы (седуксен, тазепам и др.); при неврозе навязчивых состояний назначают совместно антидепрессанты в небольших дозах (амитриптилин, азафен) и нейролептики (галоперидол) или транквилизаторы. Выбор психотерапевтического лечения Невроза зависит от клинического типа Невроза. При неврозе происходит нарушение социальной адаптации, для ее восстановления требуется продолжительный срок, но при рациональной комплексной терапии невроза может наступить полное избавление от Невроза.
Добавить страницу Невроз в закладки.
|