ГлавнаяНовостиСтатьиКонтактыКарта сайта В избранное
Главное меню
Популярные статьи


Новости медицины



АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Грудной и новорожденный ребёнок, беременность

Рождение ребенка - радостное событие в жизни супругов. Только ребенок делает семью полноценной. Рождение детей, т. е. воспроизводство населения, - проблема не только семейная, но и государственная. Оптимальным типом воспроизводства населения является наличие не менее трех детей у женщин. Таков показатель оптимален и в отношении физиологической функции женского организма, поскольку Беременность роды способствуют укреплению ее здоровья, увеличению продолжительности жизни. Наиболее благоприятным для наступления первой Беременности и рождения ребенка считается возраст 20-25 лет, а последующие деторождения желательны с интервалом в 3-5 лет. Для благоприятного течения Беременности важно не только наблюдение врача, но и строгое соблюдение гигиенических правил. При нормальной Беременности рекомендуется регулярный прием пищи, достаточное кол-во белков, жиров, углеводов, витаминов, необходимых для развития плода следует ограничить прием жидкости, исключить острую и соленую пищу.

Склонность к запорам у Беременных устраняют подбором пищи (черный хлеб, овощи, простокваша и др.). Важное значение имеет уход за полостью рта и лечение поврежденных зубов. Рекомендуется 1-2 раза в неделю принимать душ (35-36°С), можно посещать и баню, но не париться; следует регулярно менять постельное и нательное белье. Два раза в день необходимо обмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой с мылом; спринцевание делать не следует. Ежедневное обмывание молочных желез прохладной водой с мылом, обтирание их жестким или мохнатым полотенцем предупреждает возникновение трещин сосков и мастита при кормлении. Одежда и обувь беременной должна быть легкой и просторной, обувь - на среднем или низком каблуке. Специальный бандаж можно носить лишь по назначению врача. До декретного отпуска можно продолжать обычные занятия. Если работа связана с к.-л. вредностями или утомляет беременную, нужно обратиться к врачу для решения вопроса о рациональном трудоустройстве. Во время декретного отпуска женщина должна отдыхать и не переутомляться; полезно полежать 1 - 2 ч, необходимо бывать на свежем воздухе не менее 2-3 ч в день.

По указанию врача беременным рекомендуются специальные физические упражнения и гимнастика. Под влиянием многочисленных факторов внешней среды может нарушаться развитие плода. Ни с чем не сравним вред, причиняемый потомству употреблением спиртных напитков беременной. При зачатии в нетрезвом состоянии возможны различные отклонения в развитии плода, приводящие к уродствам. Доказано непосредственное токсическое воздействие алкоголя на сперматозоиды и яйцевые клетки как при хроническом, так и при однократном опьянении. Во время Беременности под влиянием алкогольной интоксикации отмечается общая задержка развития плода и особенно его мозга, увеличивается число мертворождений. Установлено присутствие алкоголя в семенной жидкости мужчин и в молоке кормящей матери; поэтому употреблением спиртных напитков мать отравляет своего ребенка. Чем меньше срок Беременность, тем более выражено вредное влияние алкоголя на плод. Непоправимый вред наносится будущему ребенку и курящей беременной. Никотин, содержащийся в табаке, проникая через плаценту, может вызвать различные нарушения развития плода. Дети, родившиеся у женщин, которые курили во время Беременности, весят на 200-300 г меньше нормы; среди курящих женщин отмечается рождение мертвого ребенка почти у каждой четвертой. Никотин выделяется с молоком и при кормлении ребенка, попадая в его организм, наносит ему серьезный ущерб. Из-за различной чувствительности женского организма к никотину определить норму <безвредного> курения невозможно. Ионизирующая радиация, ядохимикаты, химические вещества, инфекционные заболевания отрицательно влияют на плод. В нашей стране уделяется большое внимание гигиене труда беременных, уже с самых ранних сроков Беременности поручают работу, исключающую воздействие на организм вредных факторов внешней среды. Беременность не является противопоказанием для назначения медикаментозного лечения. Около 80% женщин во время Беременности получают различные лекарства. Если то или иное лекарство безвредно для беременных, то это не означает, что оно не опасно для плода и новорожденного; беременным следует принимать медикаменты исключительно по назначению врача. Важная роль принадлежит женской консультации, где женщина всегда получит совет и помощь квалифицированного специалиста. Чем раньше женщина обратится к врачу, тем эффективнее будут его рекомендации, тем больше возможностей для благоприятного исхода Беременности и сохранения здоровья будущего ребенка.

Новорожденный и грудной ребенок. После рождения ребенка в его организме происходят различные изменения. Первый крик новорожденного ребенка сопровождается первым вдохом, и легкие новорожденного ребенка расправляются. Самостоятельное дыхание приводит к изменению кровообращения новорожденного ребенка. Новорожденный Ребенок соприкасается с микробами. Температуpa окружающего воздуха в 2 раза ниже, чем в организме матери. Приспособление новорожденного ребенка к новым условиям жизни происходит в течение 3-4 недель. После месяца для новорожденного наступает грудной период, продолжающийся до года. Изменения условий среды жизни приводят к физиологическим перестройкам ряда органов и систем новорожденного. Кожа новорожденного ребенка яркокрасного цвета, нежная, тонкая, бархатистая, эластичная, богата кровеносными сосудами и легко ранима. При рождении она покрыта первородной смазкой, предохраняющей от распада во внутриутробе. Плечи и спинка новорожденного ребенка покрыта пушком, выпадающим через несколько дней. Потоотделение, которое начинается с 3-4 недель, способствует регуляции температуры тела новорожденного, но у детей грудного возраста эта функция выражена слабо, вследствие чего перегревание и переохлаждение у них происходит быстро.

Кожа ребенка обладает еще слабым свойством защиты от болезнетворных микробов, и для предупреждения гнойничковых заболеваний необходим тщательный уход за кожей. Кости новорожденного ребенка содержат много воды и мало плотного вещества по сравнению со взрослыми и поэтому они мягче, менее ломкие, эластичные, легко искривляются, но не ломаются. Широкие швы черепа новорожденного ребенка закрываются к 2-3 мес. Голова новорожденного ребенка относительно большого размера. В месте сближения лобных и теменных костей новорожденного ребенка определяется большой родничок, а между теменными и затылочной костями новорожденного - малый родничок. Большой родничок при рождении составляет в среднем 2-3 см и закрывается к 12-16 мес. жизни. Малый родничок к моменту рождения, как правило, закрыт или открыт до 2-3 мес. Прорезывание нижних внутренних зубов начинается к 6-7 месяцам, а потом появляются верхние внутренние и наружные, затем нижние наружные резцы. К году у ребенка 8 передних зубов. Нос у новорожденных детей мал, носовые ходы узки и богаты кровеносными сосудами; небольшое охлаждение вызывает сильное набухание слизистой оболочки, затрудняющее носовое дыхание, что ведет к затруднению сосания груди. Стенки трахеи бронхов развиты слабо.

Легкие, как и дыхательные пути, у новорожденных богаты кровеносными сосудами. Грудная клетка у новорожденных имеет форму усеченного конуса, ребра расположены горизонтально под прямым углом к позвоночнику, дыхательные мышцы развиты слабо; т. к. это ограничивает движение грудной клетки, особенно при вдохе, дыхание поверхностное. Новорожденный Ребенок дышит чаще, чем взрослый. Высокая потребность растущего организма в кислороде обеспечивается за счет увеличения частоты дыхания. Число дыханий в минуту у новорожденных детей составляет 40-60, а к году - 33-35. Умеренный крик ребенка хорошо расправляет легкие и не всегда должен тревожить родителей. Недостаточный размах движений грудной клетки, вследствие тугого пеленания, длительное лежание новорожденного на одном боку могут привести к нарушению дыхания и способствовать возникновению бронхита, воспаления легких и др. Обеспечение организма новорожденного ребенка кровью достигается большей частотой сердечных сокращений (пульс); у новорожденного пульс достигает 140 ударов в мин, к году - 120-130; во время сна до 90 ударов в мин. Крик новорожденного ребенка, повышение температуры тела, беспокойство новорожденного ребенка, заболевания новорожденного ребенка приводят к увеличению нагрузки на сердце и учащению пульса. Органы пищеварения у новорожденного ребенка развиты недостаточно. Ферментативная система мало активна и приспособлена только для приема грудного молока. Язык новорожденного относительно большой, заполняет почти всю ротовую полость: мышцы языка и губ новорожденного хорошо развиты, десны покрыты валикообразным утолщением, а слизистая оболочка губ новорожденного ребенка имеет поперечную складчатость, что помогает хорошо сосать грудь.

Желудок новорожденного мал, имеет цилиндрическую или плоскую форму, широко сообщается с пищеводом, поэтому, если ребенок переедает, особенно при надавливании на живот после кормления, может возникнуть срыгивание. Объем желудка новорожденного 20-30 мл, к году - 200-250 мл. Частое или обильное кормление новорожденного ребенка, несоблюдение гигиенических правил при этом могут вызывать рвоту, понос и скопление газов, что беспокоит новорожденного из-за болей в области живота. Газы не всегда отходят самостоятельно; для их отхождения новорожденного ребенка кладут на живот на 3-5 мин или массируют ему живот. У новорожденного ребенка в первые сутки отходит первородный кал в виде густой слизистой массы темно-зеленого цвета. На 3-7-е сутки стул новорожденного ребенка полностью состоит из остатков переваренной пищи; при грудном вскармливании - ярко-желтого цвета, кашицеобразный с кисловатым запахом.

В первые сутки у новорожденного ребенка стул бывает 2-4 раза, на 4-й день - 7-8, а в дальнейшем 2-3 раза в сутки. Первые 3 дня новорожденный ребенок мочится мало и редко. Постепенно количество мочеиспусканий увеличивается до 20-25 в сутки. К году сокращается до 10-12 раз в сутки. Доношенный новорожденный ребенок весит от 2800 до 4000 г, его рост от 45-54 см (в среднем - 3500г и 50 см). К 5-6 мес. масса ребенка удваивается, а к концу первого масса ребенка года утраивается; рост ребенка увеличивается в 1,5 раза. К году грудной ребенок весит 9-11 кг при росте 72-75 см.

Нервная система у новорожденного ребенка отличается незрелостью. На ее развитие оказывает влияние обстановка, в крой растет ребенок, его впечатления при общении со взрослыми и др. На первом месяце жизни новорожденный ребенок пытается держать головку лежа на животе, на втором - вертикально 1- 2 мин, а с третьего - ее хорошо держит, начинает гулить; поворачивается со спины на живот, подвешенную игрушку ребенок захватывает с 4 месяцев жизни. На 5 месяце ребенок при поддержке под мышки стоит, не подгибая ног, берет игрушку и долго гулит, с 6 месяцев подползает, берет свободно игрушку из разных положений, произносит слоги <ма>, <ба>, перекладывает игрушку из одной руки в другую, многократно лепечет. На 8 месяце самостоятельно садится, встает у опоры и ходит, держась за барьер, громко и повторно произносит различные слоги. С 9 месяцев ходит при поддержке за руку, катает и вынимает предметы, открывает и закрывает коробку, вкладывает один предмет в другой, подражает разным слогам взрослого. В 11 месяцев Грудной ребенок стоит без поддержки.

В год Грудной ребенок ходит самостоятельно и произносит 8-10 слов. У новорожденных наблюдаются некоторые переходящие (транзиторные) физиологические состояния, которые отражают процесс приспособления к новым условиям жизни. Они появляются при родах, и после рождения, сравнительно быстро проходят. Этим определяется окончание периода новорожденности у отдельных детей. Их называют еще пограничными, поскольку при определенных условиях могут привести к заболеванию. Транзиторная потеря первоначальной массы тела Грудного ребенка проявляется тем, что в первые 3-5 дней после рождения ребенок теряет в массе 150-300 г. что составляет в среднем 6-8% от первоначальной массы. Это нормальное явление и связано с временным дефицитом молока и воды. Восстановление массы тела новорожденного ребенка наступает к 6-7-му дню, реже к концу 2-й недели. Транзиторное изменение кожных покровов проявляется тем, что на 3-5 день жизни ребенка возникает физиологическое шелушение кожи, которое проходит самостоятельно.

Токсическая эритема (покраснение) отмечается у 20-30% новорожденных детей и возникает на 2-5-й день жизни, при этом появляются плотноватые пятна, нередко с пузырьками в центре. Сыпь постепенно через 2-3 дня угасает и не требует лечения; иногда назначают дополнительное питье (30-60 мл). Транзиторная желтуха развивается у 60-70% новорожденных на 2-4-й день жизни в результате увеличения концентрации билирубина в сыворотке крови; появляется желтушность кожных покровов, которая в течение недели исчезает. Моча и испражнения имеют нормальный цвет. Нагрубание молочных желез у здоровых мальчиков наступает в результате внутриутробного воздействия желез внутренней секреции матери. С 3-4-го дня набухают грудные железы, а при их надавливании выделяется сероватая жидкость, напоминающая молозиво. Эти изменения проходят бесследно без лечения. Изредка у девочек на 5-8-й день жизни возникают явные или скрытые кровянистые выделения из влагалища. Длительность кровотечения 1 - 3 дня и лечения не требует. Транзиторная гипотермия (снижение температуры тела) возникает в первые 30 мин после рождения. В целях предупреждения переохлаждения ребенка после рождения его укутывают и помещают под источник лучистого тепла. Транзиторная гипертермия (повышение температуры тела до 38-39,5°С) появляется на 3-5-й день при перегревании ребенка; возникает обезвоживание, ребенок беспокоен, жадно пьет. Необходимо снизить комнатную температуру, до 24°С, освободить ребенка от пеленок, дать внутрь 50-100 мл раствора глюкозы. Пуповинный остаток подсыхает и отпадает самостоятельно на 6-8 день.

Уход за новорожденным и грудным ребенком. После выписки из роддома Грудному ребенку необходимо выделить отдельную светлую комнату или удобный уголок. Комнату, в которой будут жить мать с ребенком, необходимо побелить, освободить от лишних предметов. Новорожденному ребенку выделяется отдельная кровать, стол для пеленания, шкаф или полка для белья. Ежедневно проводится влажная уборка помещения, окна моют раз в неделю, а стекла и подоконники протирают влажной тряпкой ежедневно. Окна нельзя занавешивать плотными занавесами. В холодное время года следует проветривать комнату, открывать форточку 3-4 раза в день по 10-15 мин, а летом можно держать окно открытым в течение дня. Температуpa воздуха в комнате новорожденного ребенка должна быть 22°С, а у ребенка в возрасте 4-5 мес.- 18-19°С. Для ухода за ребенком необходимо иметь аптечку матери и ребенка, ложечку, стакан, чистый гребешок, ножницы, резиновую грелку.

Одежда ребенка должна быть удобной, чистой, красивой, соответствовать возрасту ребенка, предохранять ребенка от перегревания или потери тепла. Технике пеленания обучают матерей в роддоме. В первые два месяца жизни одежда ребенка состоит из распашонок, кофточек и пеленок. Нижнюю одежду шьют из хлопчатобумажных тканей, а верхнюю из байки, фланели. Рукава кофточки закрывают пальцы рук. Не рекомендуется пеленать ребенка туго, а с 3 месяцев пеленки заменяют ползунками. Ребенку Необходимы 10 тонких пеленок и подгузников, 4-5 теплых пеленок, тонких и байковых распашонок и кофточек. В первые 10 дней новорожденного ребенка завертывают с руками и покрывают ему голову, позже руки оставляют свободными, а голову непокрытой. До 3 мес. ребенка пеленают в подгузники, тонкой и толстой пеленками, между которыми кладут маленькую клеенку. Верхний край пеленки доходит до подмышек, нижний - заворачивают и боковые концы закрепляют вокруг поясницы. Одежда не должна мешать движениям ребенка. Обувь ребенка до начала ходьбы должна быть на мягкой подошве. С момента самостоятельной ходьбы детям следует носить кожаную обувь с крепкой опорой, тонкими подметками и круглым носком. Коляска ребенка должна быть высокой, легко моющейся. Игрушки - легкие, без острых краев, выбираются соответственно возрасту.

Ежедневный туалет грудного ребенка: перед кормлением умывают лицо ребенка с помощью кусочка ваты, смоченной в кипяченой воде комнатной температуры. Нос чистится ватным жгутиком. При необходимости глаза промывают слабым раствором борной кислоты, кусочком чистой ваты в направлении от наружного угла глаз к носу. При скоплении слизи крайняя плоть головки полового члена промывается слабым теплым раствором марганцовокислого калия или отваром ромашки (36-37°С), после чего смазывают вазелиновым маслом. У девочек туалет половых органов проводится ежедневно теплой и кипяченой водой (струей) в направлении спереди назад мягкой тканью или ватой. Купают ребенка ежедневно перед предпоследним кормлением в кипяченой воде с температурой 35-37°С после выписки из роддома, как только зажила пупочная ранка; грудного ребенка моют рукой, комком ваты или мягкой чистой тряпочкой. Употребляют нейтральные и пережиренные мыла (детское, ланолиновое и др.) один раз в неделю. В ванне грудного ребенка должно быть столько воды, чтобы покрыть все тело ребенка. Во время купания лицо ребенка не моют, а умывают его отдельно кипяченой водой. Продолжительность ванны для детей первого года жизни 5-7 мин. В первое полугодие моют ежедневно, во второе - через день. После купания необходимо ребенка осушить, протереть уши, смазать складки кожи, затем одевать. Ногти грудного ребенка стригут раз в неделю не близко к коже, на руках с закруглением, без острых концов, на ногах прямо и ровно, чтобы не врастали в кожу. Волосы грудного ребенка стригут коротко и моют при каждом купании. Прогулки на свежем воздухе начинают с 2-дневного возраста по нескольку минут до 1-2 ч. Летом ребенок должен находиться все время на улице, зимой при темпре не ниже 10 - 15°С должен гулять 2 раза в день 3-4 часа. Одевают детей для прогулки по сезону. Новорожденный ребенок спит в сутки около 20 ч, в 2-3 мес. спит перед каждым кормлением, с 3 мес.- 3 раза и с 10 мес.- 2 раза в день. Дети должны засыпать самостоятельно.

Закаливание грудного ребенка предусматривает воздействие на организм ребенка физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи, с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. Используется закаливание воздухом и водой. В возрасте 1-6 мес. температуpa в помещении, где находится ребенок, должна быть 22°С, обязателен сон на воздухе при температуре от -15 до 30°С. Во время пеленания и массажа воздушная ванна продолжается 5-6 мин. Летом показано 2-3 раза в день пребывание под рассеянными лучами солнца 5-6 мин. В возрасте 6-12 мес. увеличивается продолжительность воздушных ванн до 12 мин при температуре 22°С. Умывают ребенка водой температуры 20-24°С, общая ванна в воде с температурой 36-37°С с последующим обливанием водой 34-35°С. Производятся <сухие обтирания> в течение 7-10 дней фланелевой рукавичкой до слабого покраснения, вслед за которыми делают влажные обтирания водой температуры 34-35°С, постоянно снижая ее до 30°С.

Грудных детей целесообразно учить плавать в домашней ванне, начиная с 15-14 дней. Они рождаются с плавательными рефлексами, которые исчезают после 3-4 месяцев если их не закрепить. Первые уроки плавания начинаются при положении ребенка на спине. Обязательно поддерживают двумя руками голову, шею и верхнюю часть спинки. Родители осваивают плавательные упражнения в виде покачивания, проводки вдоль ванны и погружения, сначала на кукле, и после приступают к занятиям с ребенком. Затем ребенка обучают плаванию на груди, спине. Голову грудного ребенка поддерживают отдельными пальцами, отнимая их на мгновение от затылка. В возрасте 3-4 мес. подкладывают под голову надувную подушку, что способствует самостоятельному плаванию. В возрасте 6 месяцев грудной ребенок погружается под воду за игрушкой, плавает вдоль ванны, с игрушками, ныряет за ними. Водные и воздушные процедуры проводят, следя за самочувствием ребенка, и прекращают при появлении неблагоприятных реакций.

Массаж и гимнастика грудного ребенка положительно влияют на его развитие. Дети, получающие массаж, раньше начинают гулить, лепетать, у них быстрее образуются условные рефлексы. В первые 3 мес. ведущим приемом массажа является поглаживание, в последующем включаются более энергичные приемы - растирание, разминание, вибрация щадящим образом. Массаж грудного ребенка, как правило, проводится в комплексе с гимнастикой, предусмотренной для каждого возрастного периода. Приемы массажа грудного ребенка и гимнастика подбираются с учетом возраста, степени физического развития грудного ребенка, состояния здоровья, двигательных умений ребенка. Разработаны комплексы массажа и гимнастики для различных возрастных групп (см. рис.). Родители могут быть обучены проведению массажа и гимнастики в домашних условиях специально подготовленными специалистами. Успешно проведенный массаж и гимнастика создают ребенку хороший эмоциональный тонус. Если во время процедуры ребенок проявляет беспокойство, плачет, то массаж следует прекратить, пока ребенок не успокоится. Массаж и гимнастика противопоказаны детям при повышенной температуре, при сыпи, особенно гнойной, при тяжелых состояниях.

Питание новорожденного и грудного ребенка. Идеальным продуктом питания грудного ребенка является материнское молоко. Оно содержит все необходимые для развития ребенка пищевые вещества в необходимых количествах (белки, жиры, углеводы, гормоны, ферменты, факторы, защищающие от инфекционных заболеваний - антитела, лизоцим и др.). Здорового новорожденного прикладывают к груди через 2 ч после рождения. Оптимально 6-разовое кормление в сутки через 3-5 ч с ночным перерывом на 6,5 ч. Допустимы 15-20-минутные отклонения, когда ребенок спит или беспокоен. Соблюдение режима кормления обеспечивает своевременное молокоотделение и нормальное функционирование пищеварительной системы ребенка.

Средняя длительность кормления грудного ребенка 10-15 мин. Детей, засыпающих у груди, будят слегка похлопывая по щечке или вытаскивая сосок изо рта. Длительное кормление грудного ребенка (более 20-30 мин) приводит к образованию трещин соска. Перед кормлением мать должна надеть чистый проглаженный халат, тщательно вымыть руки, протереть грудь и сосок 2%-ным раствором борной кислоты. Приняв удобное положение на стуле, поставив одну ногу на подставку на стороне кормления, мать сцеживает несколько капель молока и направляет в рот ребенка сосок, держа его между большим и остальными пальцами, а ребенок должен захватить и участок окружающей ткани с сохранением носового дыхания. Каждое кормление ребенка осуществляется из одной груди. В случаях двойни детей прикладывают поочередно: первого к одной, а второго к другой молочной железе. Оставшееся молоко в грудной железе после сосания сцеживают во избежание уменьшения молока и развития мастита. Новорожденный нуждается в достаточном питье, особенно в жаркое время года. Кипяченую воду или слабый подслащенный чай дают между кормлениями по 1-2 чайные ложки.

Если у матери нет молока, необходимо обеспечить новорожденного донорским грудным молоком и только, в крайнем случае, по назначению врача переводить на искусственное вскармливание, нежелательное в этом периоде жизни. Для определения количества высосанного молока производится контрольное взвешивание ребенка. Пища ребенка в возрасте от 10 дней до 2 мес. должна составлять около 1/5 массы тела (600-900 мл), а в возрасте от 2 до 4 мес.- 1/6 (800-1000 мл). Хотя при грудном вскармливании дети получают оптимальное питание, уже с 3-3,5 недель они нуждаются в обогащении рациона минеральными веществами, органическими кислотами, витаминами и др. Для этого с 3-недельного возраста детям дают фруктовые или овощные отвары из моркови, капусты, яблок по 5-10 капель, доводя постепенно количество до 50-80 мл в день (несколько приемов). Фруктовые и овощные соки вводят с 1 мес. жизни ребенка, начиная с 2-3 капель, постепенно увеличивая до 30 мл к 2 мес. и до 40-50 мл - к 3-4 мес. Вначале дают яблочный, затем черносмородиновый или вишневый соки, с 2 мес. грудному ребенку можно давать сливовый, абрикосовый, гранатовый, морковный, свекольный, с 3 мес. можно вводить осторожно, по переносимости, томатный, малиновый, клубничный, цитрусовый соки. Кислые соки разводят кипяченой водой и слегка подслащают. Не рекомендуется давать детям грудного возраста виноградный сок, т. к. он усиливает процессы брожения в кишечнике. С 1,5 мес. грудному ребенку желательно давать мелко протертое яблоко, пюре из тыквы, абрикосов, а также плодоовощные и фруктово-ягодные консервы для детского питания, вначале в небольшом кол-ве, начиная с 2-3 г, постепенно увеличивая количество до 20 г к 2 месяцам и до 50 г к 4 месяцам жизни грудного ребенка.

Яичный желток, сваренный вкрутую, вводят в рацион ребенка в 3-3,5 мес., соблюдая тот же принцип постепенности (к 4 мес. до 1/2 желтка в сутки). С 4 мес. здоровым детям рекомендуется творог, начиная с 5-10 г. Постепенно увеличивая кол-во до 20 г в сутки. По мере роста грудного ребенка прикорм вытесняет грудные кормления, облегчая отнятие от груди. Каждый прикорм вводят постепенно, с небольшого количества, увеличивая за 10-15 дней до нужного объема, и дают перед кормлением грудью; прикорм вводится по одному продукту, переходя к другому после того, как ребенок привык к прежнему. Прикорм должен иметь однородную консистенцию, от полужидкой до густой, приучая ребенка к приему пищи с ложечки и жеванию. С введением прикорма число кормлений грудного ребенка сокращается до 4 раз в сутки, а к концу года до 4. Суточный объем пищи грудного ребенка равен 1/7 - 1/8 массы тела, составляя 900-1 000 мл. в возрасте до 6 мес., а к концу года 1000-1 200 мл. В этом возрасте количество соков и фруктовых пюре увеличивается от 40-50 мл до 100 мл. Первый прикорм грудного ребенка, как правило, овощное пюре, назначается в 4,5-5 мес. В жаркое время года, или, если ребенок болеет, прикорм назначают позже - в 5,5 мес. Для приготовления пюре используется морковь, капуста, томаты, картофель, тыква, кабачки. Картофель содержит много крахмала и беден кальцием, поэтому он должен составлять менее 1/2 объема блюда. Второй прикорм грудного ребенка вводится в 5-5,5 мес. в виде молочной каши из круп или крупяной муки. Для приготовления каш желательно использовать смеси разных круп. Вначале готовят 5-8%-ные, а затем 10%-ные молочные каши. Постепенно увеличивается и количество каши от 5-10 г в первые дни до 120-180 г через 10-15 дней. Полезно сочетать блюда из овощей и круп, добавляя в них творог, желток. С 7 мес. в рацион ребенка включают мясные блюда: бульон (20-30 мл), протертое мясо (с 5-10 г до 50 г к 8 мес. и до 70 г к году). Для их приготовления используют нежирные сорта говядины, телятину, язык, куриное мясо, в 8-9 мес.- рыбу. Второй прикорм грудного ребенка постепенно превращается в обед из 3 блюд. Третий прикорм грудного ребенка дают детям с 7,5-8 мес. в виде кефира, ацидофильного молока с творогом или цельного молока, биолакта; ребенок получает грудное молоко только 2 раза в сутки, что позволяет в 10-11 мес. безболезненно отлучить его от груди. Сухари, печенье можно давать детям с 7 мес., начиная с 3,5 г до 10-15 г к году, а хлеб - с 8 мес. в том же количестве. Растительное масло добавляют в пюре грудного ребенка с 4,5 мес., начиная с 1-3 г и увеличивая к году до 6 г. Сливочное масло рекомендуется детям с 5-5,5 мес. и добавляется в кашу грудного ребенка от 1 до 6 г.

При недостаточном количестве грудного молока ребенка переводят на смешанное или искусственное вскармливание. Подбор смеси для грудного ребенка производится врачом. Принято называть смешанным вскармливанием питание ребенка, при котором доля материнского молока в суточном рационе составляет более 1/5, а при искусственном вскармливании грудное молоко полностью отсутствует или составляет менее 1/5 суточного объема питания. Режим питания грудного ребенка при смешанном вскармливании остается обычно таким же, как и при естественном. При искусственном вскармливании грудного ребенка переходят на 5-разовое кормление раньше, соответственно увеличивая промежутки между кормлениями. Расчет объема пищи грудного ребенка производится как при естественном вскармливании. При смешанном и искусственном вскармливании используются адаптированные (приближенные по своему составу к женскому молоку) смеси. Прикорм грудного ребенка при смешанном и искусственном вскармливании детей адаптированными смесями назначают как и при естественном вскармливании, при использовании неадаптированных смесей все пищевые добавки и прикорм вводят на 2-4 недели раньше, чем при естественном вскармливании. Вопросы питания ребенка грудного возраста должны решаться с врачом. Особого подхода требуют дети, родившиеся с малым весом, отстающие в развитии, а также крупные дети. На правильность вскармливания грудного ребенка указывают общее состояние ребенка, хорошее физическое и психическое развитие, соответствующее возрасту - сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, отсутствие признаков рахита и аллергических реакций, недостатка витаминов.

Воспитание грудного ребенка. Эмоциональное состояние, нервно-психическое развитие и воспитание грудного ребенка зависят от взрослых. Окружающая среда грудного ребенка оказывает влияние на безусловные (врожденные) рефлексы ребенка и способствует развитию условных рефлексов. Наряду с потребностями (есть, пить, спать и др.) у ребенка имеется потребность в движении, в зрительных, слуховых и других впечатлениях, их отсутствие ведет к отставанию в физическом и психическом развитии грудного ребенка. Воспитание грудного ребенка нельзя откладывать на <потом>. С первых дней необходим правильный режим. Ребенок должен есть, спать и бодрствовать в одни и те же установленные часы. В первые дни это достигается четким режимом кормления грудного ребенка, в последующем бодрствование удлиняется, сон становится более глубоким, т. е. формируется суточный режим сна и бодрствования. Новорожденный видит, слышит, чувствует прикосновение, запах и др., но эти функции необходимо развивать общением с ним с первого месяца жизни, над кроватью подвешивать различные игрушки, стены украшать яркими рисунками.

С ребенком необходимо разговаривать ласково, окликать его, менять интонацию. Это развивает умение слышать, прислушиваться, определить источник и характер звука, развивать <комплекс оживления> (радуясь улыбается, двигает руками, выпрямляет их, издает радостные звуки, во второй половине года окликается на заигрывание); использовать звучащие игрушки, музыкальные инструменты, издающие не очень резкие звуки. Громкий разговор, крик взрослых, яркий свет отрицательно действуют на слух и зрение грудного ребенка. Разнообразные движения способствуют нормальной деятельности органов грудного ребенка, стимулируют рост, делают его пропорциональным, развивают умение удерживать голову, хватать игрушки, ползать, садиться. С 3-4 недель следует класть ребенка на живот, с 1,5-2 мес.- брать на руки и держать вертикально, с 4-4,5 мес.- научить грудного ребенка брать игрушки, поворачиваться на бок, на живот (в 5 мес.), с живота на спину (в 6 мес.) и т. д.

Во втором полугодии ребенку дают разнообразные игрушки и учат выполнять с ними различные действия. В возрасте 7-9 мес. грудного ребенка обучают подражанию, что способствует быстрому выполнению действий по словесному предложению. Так формируется восприятие и понимание речи взрослого. Ребенок в возрасте 10-11 мес. должен выполнять несложные действия: <покачай лялю>, <покорми лялю> и др. Развитие речи грудного ребенка происходит с первых месяцев жизни; в 2-3 месяца ребенок произносит отдельные звуки, к 4-5 мес. они переходят в певучее гуление, в 6-7 мес. грудной ребенок произносит членораздельные слоги, в последующем - составляет простые слова. Параллельно у грудного ребенка развивается понимание речи взрослого, возрастает интерес к общению, устанавливается наиболее тесный контакт. Не меньшее значение имеет общение со сверстниками в возрасте 9-10 мес., коллективная игра. На протяжении 1-го года необходимо приучить ребенка поддерживать грудь матери или бутылку (в 2-2,5 мес.), брать из рук взрослого бутылку и направлять в рот (в 4- 4,5 мес.), есть с ложечки (в 4,5-5 мес.), жевать корки хлеба и пить из чашки (в 6-7 мес.), брать чашку и пить самостоятельно (в 10-11 мес.). Ребенка приучают к опрятности с 4-5 мес.- моют ручки, переодевают, держат над горшком, а в 8-8,5 мес. высаживают на горшок 3-4 раза в день на 2-3 мин.

Болезни новорожденных и грудных детей - см. Грудной ребенок, заболевания.



  Добавить страницу Грудной и новорожденный ребёнок, беременность в закладки.


Новое на сайте
Популярные материалы



Реклама

Статистика

Rambler's Top100

Это интересно
 
Главная       Новости       Статьи       Контакты       Карта сайта       
Материалы представленные на сайте предназначены только для ознакомленя.

Copyright © 2009-2021 www.healthfulsite.ru